Волох Мария Александровна
Пластический хирург, врач высшей категории, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой пластической и реконструктивной хирургии СЗГМУ им. И.И. МечниковаПять лет назад в России была проведена первая операция по пересадке композитного (сложного) лоскута в области лица. В мае 2015 года данная операция была сделана военнослужащему, получившему тяжелейшую электротравму в одной из ракетных частей Приморского края. Через год результат операции продемонстрировали в передаче «Здоровье» Елены Малышевой на «Первом канале», а пиком признания медицинского достижения и профессионализма стало вручение команде врачей, проводивших операцию, премии «Призвание». Таким образом Россия стала, как с гордостью заявила действующий на тот момент министр здравоохранения Вероника Скворцова, «восьмой страной, которая по уровню высоких технологий смогла осуществить такую операцию».
Мы поговорили с врачом, совершившим практически невозможное и подарившим пациенту новое лицо и возможность вернуться к нормальной жизни — Марией Волох, пластическим хирургом высшей категории, д. м. н., заведующей кафедрой пластической и реконструктивной хирургии СЗГМУ имени И. И. Мечникова, главным специалистом — пластическим хирургом Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга и Северо-Западного Федерального округа, действительным членом РОПРЭХ (Российское общество пластических реконструктивных и эстетических хирургов) — о том, как это было.
Трансплантация лица — медицинская процедура по частичному или полному замещению лица пациента, используя ткани донора (например, ткани тела человека, погибшего в результате аварии или несчастного случая). Первая операция по частичной трансплантации лица была произведена во Франции в 2005 году. Первая в мире полная пересадка лица была проведена в марте 2010 года в Испании. Турция, Франция, Соединённые Штаты и Испания (в порядке общего числа успешно проведённых трансплантаций лица) считаются ведущими странами в исследовании этой процедуры. На сегодняшний день в мире проведено более 40 процедур трансплантации лица.
РАССКАЖИТЕ, КТО БЫЛ ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ, КАК ОН К ВАМ ПОПАЛ? ПОЧЕМУ ИМЕННО ОН БЫЛ ВЫБРАН ДЛЯ ПЕРЕСАД КИ ЛИЦА?
Пациент находился на лечении в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (Санкт-Петербург) по поводу электротравмы, электроожога. Глубокие поражения затронули всю правую половину туловища, лицо и шею. После 40 проведённых операций традиционные методы пластической хи рургии были исчерпаны и на консилиум был вынесен вопрос о пересадке аллокомплекса тканей лица.
ЭТО БЫЛА ПОЛНАЯ ИЛИ ЧАСТИЧНАЯ ПЕРЕСАДКА ЛИЦА?
Это была частичная аллотрансплантация лица.
ГДЕ И КОГДА ДЕЛАЛИ ПОДОБНЫЕ ОПЕРАЦИИ ДО ВАС?
Количество успешных аллотрансплантаций лица в мире — чуть более 40, выполнены они в 8 странах, включая Россию, последняя — в США около года назад. В России это была первая подобная операция.
В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ТРУДНОСТЬ ПРИ ТАКИХ ОПЕРАЦИЯХ?
Основная сложность — подбор донора. Пожертвовать лицо родственника сложнее, чем внутренние
органы, во многих странах такое невозможно по религиозным мотивам. Также необходимо учитывать, что кроме биосовместимости тканей при аллотрансплантации лица, нужно достигнуть ещё и антропометрической совместимости.
ЧЁМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРОВЕДЁННАЯ ВАМИ ОПЕРАЦИЯ ОТ ПЕРЕСАДОК ЛИЦА, СДЕЛАННЫХ В ДРУГИХ СТРАНАХ? ЧТО БЫЛО ЭКСКЛЮЗИВНЫМ В ПРОВЕДЕНИИ ДАННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА?
Технически каждая модель аллолоскута создаётся индивидуально, и потому уникальна. Кроме того,
мы в рекордно короткие сроки осуществили подбор донора и сделали 3D-принтинг макета дефекта лица
для подготовки к операции.
КАК ВЫ ГОТОВИЛИСЬ К ОПЕРАЦИИ? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЭТО ЗАНЯЛО?
Подготовка к операции заняла около 5 лет. Были проведены экспериментальные аллотрансплантации лицевых тканей у животных, много времени проведено в анатомическом театре. Также, мы прошли серьёзный этап изучения иммунного ответа в эксперименте.
НАСКОЛЬКО ТРУДНО БЫЛО ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЭТОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИИ, КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ БЫЛИ НЕОБХОДИМЫ?
Разрешительные документы готовили более года в Министерстве здравоохранения РФ с личным участием действующего на тот момент министра здравоохранения Вероники Скворцовой, главного внештатного специалиста пластического хирурга Министерства здравоохранения РФ, заведующей кафедрой пластической и реконструктивной хирургии, косметологии и клеточных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова, доктора медицинских наук, врача высшей категории, президента «Российского общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов» Натальи Мантуровой, представителей Министерства обороны и на тот момент руководителя Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) Владимира Уйбы.
ПО КАКИМ ПАРАМЕТРАМ ПОДБИРАЛСЯ ДОНОР ДЛЯ ОПЕРАЦИИ? БЫЛО ЛИ ПОЛУЧЕНО РАЗРЕШЕНИЕ ОТ РОДСТВЕННИКОВ?
Родственники донора дали официальное разрешение. Была создана комиссия, которая включала руководство лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), где было выполнено изъятие тканей, и представителей донорского центра, включая меня. Для выбора подходящего аллотранплантата, донорский этап включал более 20 показателей: основные — тканевая совместимость, антропометрические характеристики лица, пол, возраст и отсутствие инфекционных заболеваний.
ЧТО БЫЛО САМЫМ СЛОЖНЫМ В ОПЕРАЦИИ? СКОЛЬКО ЧАСОВ ОНА ДЛИЛАСЬ?
В совокупности, все этапы операции длились около трёх суток. Сложности были только физического порядка — не было времени для сна.
КАК И ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ? СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ВХОДИЛО В КОМАНДУ? КАКИЕ СРОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИШЛОСЬ ПРИНЯТЬ В ХОДЕ ОПЕРАЦИИ?
Решений надо было принимать много, но главное, которое я приняла для себя — делать всё так, как было многократно отработано ранее, без отхождения от выработанной стратегии. И эта позиция оказалась верной. Я лично участвовала во всех донорских и хирургических этапах. Команда была немногочисленная. И это тоже было правильным. Было привлечено ещё 4 хирурга и несколько ассистентов.
КАК ШЛО ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ? КАК ПОДАВЛЯЛИ ИММУННЫЙ ОТВЕТ НА ТРАНСПЛАНТАТ?
Послеоперационный период был крайне тяжёлый. Была применена стандартная схема трёхкомпонентной иммуносупрессии.
КАК СЕЙЧАС СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ ПАЦИЕНТ? КАКИЕ ПРЕПАРАТЫ ОН ПРИНИМАЕТ И ДЛЯ ЧЕГО? ГДЕ НАБЛЮДАЕТСЯ? ВЫ ОБЩАЕТЕСЬ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ С ПАЦИЕНТОМ? КАК СКЛАДЫВАЕТСЯ ЕГО ЖИЗНЬ?
Пациент социально адаптирован и это была главная цель операции. Он учится и работает. У него есть подруга жизни, дом, милые животные, за которыми он ухаживает, в общем — полноценная жизнь.
Наблюдается он только в системе Министерства обороны, перевод в систему городского наблюдения был неудачным опытом, по разным причинам были допущены ошибки в курации больного, которые совместными усилиями Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова и Федерального медико-биологического агентства России удалось отразить и вернуть больного в прежнее стабильное состояние.
ЧУВСТВУЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЗНАМЕНИТЫХ ПЛАСТИЧЕСКИХ ХИРУРГОВ СОВРЕМЕННОСТИ?
Нет.
ИЗМЕНИЛАСЬ ЛИ ВАША ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЭТОГО СЛУЧАЯ?
Конечно. В чём‑то в лучшую сторону, в чём‑то наоборот. Но я считаю, что всё сделано правильно, если объективно оценивать результат.